Ориентационный тест школьной зрелости Керна - Йирасика
Выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение слушать, выполнять задания по образцу, произвольность психической деятельности. 
 Тест состоит из 4-х частей:
- 
тест “Рисунок человека”(мужской фигуры);
 - 
копирование фразы из письменных букв;
 - 
срисовывание точек;
 - 
опросник.
 
Тест “Рисунок человека”
Задание
“Здесь (показывается, где) нарисуй какого-либо дядю, как ты умеешь”. Во время рисования недопустимо поправлять ребенка (“ты забыл нарисовать уши”), взрослый молча наблюдает.
  
 Оценивание
1 балл: нарисована мужская фигура (элементы мужской одежды), есть голова, туловище, конечности; голова с туловищем соединяется шеей, она не должна быть больше туловища; голова меньше туловища; на голове – волосы, возможен головной убор, уши; на лице – глаза, нос, рот; руки имеют кисти с пятью пальцами; ноги отогнуты (есть ступня или ботинок); фигура нарисована синтетическим способом (контур цельный, ноги и руки как бы растут из туловища, а не прикреплены к нему).
2 балла: выполнение всех требований, кроме синтетического способа рисования, либо если присутствует синтетический способ, но не нарисованы 3 детали: шея, волосы, пальцы; лицо полностью прорисовано.
3 балла: фигура имеет голову, туловище, конечности (руки и ноги нарисованы двумя линиями); могут отсутствовать: шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.
4 балла: примитивный рисунок с головой и туловищем, руки и ноги не прорисованы, могут быть в виде одной линии
5 баллов: отсутствие четкого изображения туловища, нет конечностей; каракули.
Копирование фразы из письменных букв
Задание
“Посмотри, здесь что-то написано. Попробуй переписать так же здесь (показать ниже написанной фразы), как сможешь”.
На листе напишите фразу прописными буквами, первая буква – заглавная: 
 Он ел суп
Оценивание
1 балл: хорошо и полностью скопирован образец; буквы могут быть несколько больше образца, но не в 2 раза; первая буква – заглавная; фраза состоит из трех слов, их расположение на листе горизонтально (возможно небольшое отклонение от горизонтали). 
 
 2 балла: образец скопирован разборчиво; размер букв и горизонтальное положение не учитывается (буква может быть больше, строчка может уходить вверх или вниз). 
 
 3 балла: надпись разбита на три части, можно понять хотя бы 4 буквы. 
 
 4 балла: с образцом совпадают хотя бы 2 буквы, видна строка. 
 
 5 баллов: неразборчивые каракули, чирканье.
Срисовывание точек 
 
 Задание 
 
 “Здесь нарисованы точки. Попробуй нарисовать рядом такие же”. 
 
 В образце 10 точек находятся на ровном расстоянии друг от друга по вертикали и по горизонтали. 
 
 Оценивание 
 
 1 балл: точное копирование образца, допускаются небольшие отклонения от строчки или столбца, уменьшение рисунка, недопустимо увеличение. 
 
 2 балла: количество и расположение точек соответствуют образцу, допускается отклонение до трех точек на половину расстояния между ними; точки могут быть заменены кружками. 
 
 3 балла: рисунок в целом соответствует образцу, по высоте или ширине не превосходит его больше, чем в 2 раза; число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7; допустим разворот рисунка даже на 180 градусов. 
 
 4 балла: рисунок состоит из точек, но не соответствует образцу. 
 
 5 баллов: каракули, чирканье. 
 
 
 После оценки каждого задания все баллы суммируются. Если ребенок набрал в сумме по всем трем заданиям: 
 3-6 баллов – у него высокий уровень готовности к школе; 
 7-12 баллов – средний уровень; 
 13 -15 баллов – низкий уровень готовности, ребенок нуждается в дополнительном обследовании интеллекта и психического развития.
Опросник 
 
 Выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств. 
 
 Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”. Задание может звучать так: “Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них”. Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются.
- Какое животное больше – лошадь или собака? 
(лошадь = 0 баллов;
неправильный ответ = -5 баллов) - Утром мы завтракаем, а днем... 
(обедаем, едим суп, мясо = 0;
ужинаем, спим и другие неправильные ответы = -3 балла) - Днем светло, а ночью... 
(темно = 0;
неправильный ответ = -4) - Небо голубое, а трава ... 
(зеленая = 0;
неправильный ответ = -4) - Черешни, груши, сливы, яблоки – это что? 
(фрукты = 1;
неправильный ответ = -1) - Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум? 
(чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т.д. = 0;
неправильный ответ = -1) - Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые города) 
(города = 1; станции = 0;
неправильный ответ = -1) - Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных) 
(правильно показано = 4;
показано только целый час или четверть часа = 3;
не знает часов = 0) - Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это..., маленькая овечка – это...? 
(щенок, ягненок = 4;
только один правильный ответ = 0;
неправильный ответ = -1) - Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего? 
(на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0;
на кошку без объяснения = -1
на курицу = -3) - Почему во всех автомобилях тормоза? 
(указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать столкновения и так далее = 1;
одна причина = 0;
неправильный ответ = -1) - Чем похожи друг на друга молоток и топор? 
(два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть рукоятки и т.д. = 3;
одно подобие = 2;
неправильный ответ = 0) - Чем похожи друг на друга кошка и белка? 
(определение, что это животные или приведение двух общих признаков: у них 4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т.д. = 3;
одно подобие = 2;
неправильный ответ = 0) - Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе? 
(у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг ) = 3;
винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка = 2;
неправильный ответ = 0) - Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание - это... 
(спорт (физкультура) = 3;
игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2;
неправильный ответ = 0) - Какие ты знаешь транспортные средства? 
(три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4;
только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом, кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно передвигаться = 2;
неправильный ответ = 0) - Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница? 
(три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто болеет и т.д.) = 4;
одно или два различия = 2;
неправильный ответ ( у него палка, он курит …) = 0 - Почему люди занимаются спортом? 
(по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не были толстыми и т.д.) = 4;
одна причина = 2;
неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы заработать деньги и т.д.) = 0) - Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы? 
(остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто-то несет ущерб вследствие этого) = 4;
он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2;
неправильный ответ = 0) - Почему на письмо нужно наклеивать марку? 
(так платят за пересылку этого письма = 5;
другой, тот кто получит, должен был бы заплатить штраф = 2;
неправильный ответ = 0) 
 Оценивание 
 Сумма + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор). 
 Сумма от + 14 до 23 – выше среднего. 
 Сумма от 0 до + 13 – средний показатель вербального интеллекта. 
 От -1 до – 10 – ниже среднего. 
 От – 11 и меньше – низкий показатель.






